ЖешАрт

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЖешАрт » Люди Жешарта » Питирим Сорокин


Питирим Сорокин

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Питирим Сорокин родился 23 января 1889 года в селе Турья, Яренского уезда, Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в доме учителя Турьинского земского училища А. И. Панова, где семья будущего ученого остановилась зимой. Отец — Александр Прокопьевич Сорокин, уроженец Великого Устюга, прошёл обучение в одной из великоустюжских ремесленных гильдий, получил свидетельство «мастера золотых, серебряных дел и украшения икон» и занимался церковно-реставрационными работами странствуя из села в село. Мать Питирима Сорокина, Пелагея Васильевна, происходила из коми-зырянского крестьянского рода, была уроженкой села Жешарт Яренского уезда Вологодской губернии. Питирим Сорокин был вторым сыном в семье. Его старший брат — Василий, родился в 1885, а младший брат — Прокопий, родился в 1893.

Мать Питирима умерла 7 марта 1894 в селе Коквицы, где семья задержалась после рождения младшего ребенка. После её смерти Питирим и его старший брат Василий остались жить с отцом, странствуя вместе с ним по деревням в поисках работы, а Прокопия забрала старшая сестра матери, Анисья Васильевна Римских, жившая со своим мужем, Василием Ивановичем, в деревне Римья.

Отец Питирима был склонен к чрезмерному употреблению алкоголя, вследствие чего у него случались приступы белой горячки. В один из таких приступов он очень жестоко избил своих сыновей (следы травмы верхней губы сохранялись у Питирима несколько лет), что привело к тому, что братья покинули его и не встречались с ним до его смерти в 1900. Самостоятельная жизнь братьев складывалась довольно удачно, им удавалось получать заказы на роспись и украшение церквей, изготовление окладов икон.

Тем не менее, учение не было забыто. Если обучение Питирима было ранее бессистемным, то работая в селе Палевицы, он окончил школу грамоты. А вскоре жизнь Питирима Сорокина резко переменилась. Осенью 1901 года братьев Сорокиных пригласил на работу в село Гам священник Гамовской церкви Иван Степанович Покровский, дальний родственник отца, который в свое время помогал ему освоиться в Коми крае. Он же руководил и Гамской церковноприходской второклассной школой, где готовились учительские кадры для школ грамоты в селах и деревнях. Как пишет в своей литературной биографии Питирим Сорокин, он, выслушав вопросы и найдя их легкими, неожиданно вызвался быть проэкзаменованным вместе с другими детьми. Победоносно пройдя все испытания он был принят в школу и получил стипендию в пять рублей из которых на один год оплачивались комната и питание в школьном общежитии. В число изучаемых в школе предметов входили церковно-славянский язык, закон божий, церковное пение, чистописание, русский язык, природоведение, арифметика. 2 июня 1904 Питирим окончил с отличием Гамскую второклассную школу .

Благодаря отличным рекомендациям, занявшего после смерти Покровского пост директора школы, известного просветителя народа коми Александра Николаевича Образцова, Питирим получает возможность продолжить учебу в церковно-учительской духовной семинарии села Хреново Костромской губернии.

В 1906 Питирим вступает в партию социалистов-революционеров (эсеров) и активно включается в процесс распространения революционных идей. В декабре этого же года он был арестован полицией, осужден и заключен в тюрьму города Кинешма. Тюремный режим был довольно либеральным. Политические заключенные могли свободно общаться, было разрешено чтение книг. Сорокин знакомится с работами Михайловского, Лаврова, Маркса, Энгельса, Бакунина, Крапоткина, Толстова, Плеханова, Чернова, Ленина, Дарвина, Спенсера. Тюремный опыт подсказал будущему ученому и выбор темы первой научной монографии. Через три с половиной месяца Сорокин был выпущен под гласный надзор полиции.

Заключение не избавило Питирима Сорокина от революционных идей, и он сбежал из под полицейского надзора в Иваново-Вознесенск, где продолжил пропагандистскую деятельность под псевдонимом «Товарищ Иван». Однако тяжелая жизнь «бродячего миссионера революции», постоянная угроза ареста, ухудшившееся здоровье, потребовали взять передышку и отправится к родственникам в деревню Римью.

Осенью 1907 отсутствие каких-либо перспектив на хорошую работу или учебу в родных местах подталкивают Питирима на переезд в Санкт-Петербург. В Петербурге старый приятель Федор Коковкин помогает Питириму найти место репетитора с проживанием в семье. Решив неотложные проблемы, буквально в тотже день, Питирим приступает к достижению своей основной цели — поступлению в университет. Следует отметить, что с этим были определенные трудности. Было необходимо сдать экзамен на аттестат зрелости за восемь классов гимназии, включающий некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, не имеющих классического образования. Такой экзамен Питирим не мог выдержать, так как не знал латинского или древнегреческого языка, французского или немецкого языка, а также математики. Для восполнения пробелов в образовании и сдачи экзамена было необходимо поступить в вечернюю школу, но это требовало значительной оплаты. В сложившейся ситуации Питирим решает попробовать поступить на известные Черняевские курсы. Для поступления на курсы Питирим решил воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Жакова, своего земляка. В своем автобиографическом романе «Долгий путь»он передает рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии: "Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми народа и хотел бы видеть Коми профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: «Все здесь». На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: «Да, у меня еще осталось пятьдесят копеек, уже есть где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю». За свою смелость молодой человек был вознагражден. Каллистрат Фалалеевич действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать своем доме. На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции — Кареев, Бауман, Введенский, Венгеров, Мальчевский, Жаков, Золотарев, Ксенофонтов, Ковалевский, Линген, Смирнов, Сербинов, Флейшер. Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вел просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжается и дружба с профессором Жаковым. В 1908 они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печерского края.

После трех семестров учебы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс. В мае 1909 года он успешно сдает этот экзамен и после летнего отдыха в сентябре возвращается в Петербург, чтобы продолжить образование. В Петербурге Сорокину удалось преодолеть последнее препятствие на пути в высшую школу — в канцелярии губернатора он получает «свидетельство о благонадежности». Поступать Питирим решил в Психоневрологический институт, открытый в 1908 по инициативе В. М. Бехтерева. В институте читались лекции по широкому спектру дисциплин: анатомии, физиологии, химии, физике, биологии, психологии, философии, логике, социологии, литературе, искусству, математике, праву. В выборе Питирима сыграли роль не только его более гибкая по сравнению с университетом система обучения, но и то, что в Психоневрологическом институте была открыта первая кафедра социологии, основателями которой были два всемирно известных социолога начала ХХ века — М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти. Впрочем, не обошлось и без сложностей. Обучение в институте было платным и было необходимо внести 150 рублей за год учебы. Питирим сумел найти только 30 рублей, а остальные 45 рублей за первое полугодие учебы обещал внести в сентябре под поручительство профессора Жакова. В 1910 г. перешел на юридический факультет Петербургского университета. Закончил в 1914 г., оставлен на кафедре уголовного права для подготовки к профессорскому званию. С 1916 г. - приват-доцент.

После Февральской революции принимает активное участие в политической деятельности. Один из редакторов центральной газеты партии эсеров "Дело народа". Участник Всеросийского съезда Советов крестьянских депутатов. Осудил Октябрьскую революцию, активно выступал против большевиков. Избран депутатом Учредительного собрания от Вологодской губернии по списку партии эсеров.

По постановлению коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу. Первоначально выехал в Берлин. Затем проживал в Чехословакии, редактировал журнал "Крестьянская Россия". В октябре 1923 г. выехал в США, читал лекции в различных колледжах и университетах. В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931 - 1959 гг. профессор Гарвардского университета. С 1960 г. президент Американской социологической ассоциации.

В 1955 г., когда П.Сорокину исполнилось 66 лет, он вышел на пенсию, но остался директором Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму. 31 декабря 1959 г. в возрасте 70 лет он ушел со всх постов в Гарварде. В последнее десятилетие своей жизни он продолжал активную научно-преподавательскую работу, выступая с лекциями в разных университетах, работая над книгами и статьями. Им опубликовано более 30 книг. П.Сорокин пользовался большим влиянием в мире социологии при жизни, Однако в дальнейшем оказался полузабытым как в на Родине, так и на Западе. Исключение составляют лишь его идеи в области социальной мобильности. С начала 1990-х гг. появляется интерес к П.Сорокину в России, что проявилось в публикации целого ряда его работ и исследований, посвященных его жизни и творчеству.

БИБЛИОГРАФИЯ
Ленин В.И. Ценные признания П. Сорокина // Ленин В.И. Полн.собр.соч. - Т.37. - С.188-197.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТРУДЫ ПИТИРИМА СОРОКИНА



[1910]

Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20. - С.49-62; №22.-С.39-47.

Рыт пукалoм: [Рассказ о жизни сев. деревни] // Арханг.губ.вед.-№203.

[1911]

К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Ар-ханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№1.-С.34-41; №5.-С.356-361.

"Пестрое кружево": [Дорож. заметки о путешествии в Удор. край с целью этногр. исслед. летом 1911 г.] // Во-логод. листок.-1911.-19, 21, 26 июня; 26 июля; 6,9,17,21, 28 авг.; 2,4,6,11 сент.

Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера- №8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.

Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.

[1913]

Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.

Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.

Самоубийство, как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Символы в общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб..-Сб.1.-С.59-108.

[1914]

О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.

Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали.- СПб..- L, 3.-456 с.

Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).

Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб..-Сб.3.-С.115-155.

[1915] "Третья" школа и спор "классиков" с "социологами" в уго-ловном праве.-М..-20 с.

[1917]

Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.

Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.: Рев. мысль.-31 с.

О свободах: Неотъемлемые права человека и граждани-на.-Пг.: Рев. мысль.-14 с.

Основы будущего мира.-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копей-ка").

Причины войны и пути к миру.-Пг..-31 с.

Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-66 с.

Сущность социализма: Лекция, прочит. во фракции соци-ал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг..-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва "Новь").

Формы правления.-Пг..-8 с.

Что нужно народу: монархия или республика?-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копейка").-(Сер. полит.-соц. брошюр; №2).

Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев. мысль.-32 с.

Что такое социализм?- Пг.: Рев. мысль.-4 с.

К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.IV.-С.48-55.

[1918] Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза "Коми котыр".

[1919] Элементарный учебник общей теории права в связи с уче-нием о государстве.-Ярославль.-236 с.

[1920]

Общедоступный учебник социологии: В 2 ч. Ч.1-2.-Ярославль: Изд-во Ярославл. кредит. ( о-ва ) сов. коопера-тивов.-291 с.

Система социологии.-СПб.-*

П.Л. Лавров как социолог // Вперед!: Сб. ст., посвящ. па-мяти П.Л.Лаврова / Под ред. П.Витязева.-Пг.

[1921] Social mobility.- N.Y..-559 р.-(Harper's social science series).

[1922]

Голод, как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.-Пг.: Колос.-272 с.

Современное состояние России.-Прага.- 108 с.- Библиогр.: с.108.

Социология как объективная наука.-Пг.

Тезисы к публичному научному диспуту по поводу "Сис-темы социологии".-Пг.: Колос.-4 с.

Основные проблемы социологии П.Л.Лаврова // Лавров П.Л. Статьи, воспоминания, материалы.-Пг.

Влияние войны на состав населения, его свойства и обще-ственную организацию // Экономист.- №2.-С.77-107.

Влияние голода на социально-экономическую организа-цию общества // Экономист.-№2.-С.23-53.

Голод и идеология общества // Экономист.-№4-5.-С.3-32.

[1923]

Популярные очерки социальной педагогики и полити-ки.-Ужгород.

Soziologie in Rubland // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.3, Н.1.-S.92-93.

[1924]

Идеология аграризма.-Прага.-35 с.

Очерки социальной политики и педагогики.-Ужгород.

[1925]

Russian diary, 1917-1922.-L..- 310 р.

Sociology of Revolution.-Philadelphia; L.-428 р.-(Lippincatt sociol. ser.).

American millionaires and multi-millionaires: A comparative statist. study // Social forces.-№3.-Р.627-640.

[1926]

Monarchs and rulers: A comparative statist. study // Social forces.-1925.-№4.-Р.22-35;-№4.-Р.523-533.

Impoverishment and the expansion of governmental control // The Amer. Jornal of Sociology.-Vol.32, №2.-Р.206-215.

[1927]

Leaves from a russian diary.- N.Y.-310 р.

Russian sociology in the twentieth century.- S.l.-P.57-69.-(Prepr. from "Publ. of Amer. sociol. soc.".-Vol.31).

Leaders of labour and radical movements in the United States and foreign countries // The Amer. Journal of Sociology.-Vol.33, №3.-Р.395-399.

A survey of cyclical conceptions of social and historical process // Social forces.-№6.-Р.28-40.

Sozial Bewegungsvorgange // Kolner Vierteljahrshefte fur Soziologie.-J.6, H.2.-*

[1928]

Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y.-785 р.

Experimente zur Soziologie // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.4, №1.-S.1-10.

Arbeitsleistung und Entlohnung // Kolner Vierteljahrashefte fur Soziologie ..-J.7, №2.- S.186-198.

Farm leaders in the United States // Social forces.-№7.-Р.33-45.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.

[1929]

Principles of rural-urban sociology.-N.Y.-652 р.- Auth.: P.A.Sorokin , C.C.Zimmerman.

Die Politische Einstellung der Farmer und Bauern // Zeitschrift fur Vїlkerpsychologie und Soziologie.-J.5.-S.1-25.-Auth.: P.A.Sorokin, С.С.Zimmerman.

Some contrasts of contemporary european and american sociology // Social forces.-№8.-Р.57-62.

[1930] A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. / Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.- Wash.; Minneapolis.-Vol.1-3.

[1931]

Soziologische theorien im 19. und 20. jahrhundert.-Munchen: Verl. C.H.Beck.-342 S.

Sociology as a science // Social forces.-№10.-Р.21-27.

[1932] Rejoinder to Rice // Social forces.-№10.-Р.326-327.

[1937]

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.,

   Vol.1: Fluctuation of form of art. Painting, sculpture, architecture,

             music, literature and criticism.- 745 р.

   Vol.2: Fluctuation of systems of thuth, ethics and law.-727 р.

   Vol.3: Fluctuation of social relationships, war and revolution.-636 р.

   Vol.4: Basic problems, principles and methods.-804 р.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L.

[1939] Тime-budgets of human behaviour.-Cambridqe: Harvard Univ. press.-204 р.-(Harvard sociol. studies; №2).--Auth.: P.A.Sorokin, С.А.Berger.

[1941] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.

[1942] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-Sydney; L..-272 р.

[1943]

Man and society in calamity: The effects of war, revolution, famine, pestilence upon human mind, behaviour, social organisation and cultural life.-N.Y.-352 р.

Sociocultural causality, space, time: A study of referential principles of sociology and social science.-Durham: Duke Univ. press.-246 р.-(Sociol. ser.).

[1944] Russia and the United States.-2-nd ed.-N.Y.-253 р.-(Libr. of World Affairs; №15).

[1945] The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y..-338 р.

[1947] Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.-N.Y.; L.-742 р.

[1948] Reconstruction of humanity.-Boston.-247 р.

[1949] Toynbee`s philosophy of history // The Pattern of the part: can we determine it?- Boston.

[1950]

Altruistic love: A study of American "good neighbours" and christian saints.-Boston.-253 р.

Explorations in altruistic love and behaviour: A Symposium.-Boston.-353 р.

Leaves from a russian diary and thirty years after.-Boston.-346 р.

Russia and the United States.-L..-213 р.

Social philosophies of an age of crisis.-Boston.-345 р.

[1951] SOS: The meaning of our crisis.-Boston.-177 р.

[1952] Social philosophies of an age of crisis.-L..-345 р.

[1953] Integralism is my philosophy // Burnett W. This is my philosophy.-L.

[1954]

Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston.-476 р.

The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Boston.-552 р.

[1956]

The american sex revolution.-Boston.-186 р.

Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Chicago.-357 р.

[1957]

The crisis of our age: The social and cultural outlook.-N.Y.-338 р.

Social and cultural dynamics: A study of change in major systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: [Rev. and abridged in one volume].-Boston.-718 р.

[1958]

Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-L..-357 р.

Reconstruction of humanity.-Bombay.-223 р.

[1959]

Power and morality: Why shall guard the guardians?-Boston.-204 р.-Auth.: P.A.Sorokin, N.A.Lunden.

Social and cultural mobility : Containing complete reprints of "Social mobility" and chap. 5 from vol. 4 of "Social and cultural dynamics".-L.-645 р.

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-L..

[1961] Sane sex order.-2-nd ed.-Bombey.-158 р.

[1962]

Social and cultural dynamics: In 4 Vol.-N.Y.

Society culture and personality: Their structure and dynamics: A system of general sociology.- N.Y.-742 р.

[1963]

A long journey: The autobiogr. of Pitirim Sorokin.-New Haven.-327 р.

Modern historical and social philosophies: Danilevsky, Spengler, Toynbee, Schubart, Berdyaev, Northrop, Kroeber, Schweitzer.-N.Y..-345 р.

[1964]

The basic trends of our time: Essays.-New Haven:College Univ.press.-208 р.

Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentieth century.-N.Y..-783 р.

[1965] A systematic sourcebook in rural sociology: In 3 Vol. /Ed.: P.Sorokin, C.C.Zimmerman, C.J.Calpin.-N.Y.

[1966] Sociological theories of today.-N.Y.; Tokio.-676 р.

[1967] The ways and power of love: Types, factors and techniques of moral transformation.-Chicago.-323 р.

[1970] Sane sex order.-Bombey.-153 р.-(Bhavan's book univ.; №82).

[1971] Forms and techniques of altruistic and spiritual growth: A symposium ed. by P.A.Sorokin.-Boston; N.Y..-476 р.

[1976] Fads and foibles in modern sociology and related sciences.-Westport.-357 р.

[1979] Sociological theories of today.-N.Y.: Auno press.

0

2

Боль болью, а бороться за любовь надо всегда, не опускать рук. Я вот в один период не опустила рук и добилась счастья с любимым. Мне помогала Фатима Евглевская. Ее сайт мне посоветовала одна знакомая, скинув ссылку: http://fatimagiya.ru/ . Фатима в тот же вечер ответила, что согласна мне помочь, если выполню все ее рекомендации, с этим я согласилась легко. И уже через пару недель мой любимый пришел мириться. Вот теперь думаем о свадьбе. Люди, не сомневайтесь в Фатиме, она, действительно, классный маг, который всегда держит слово.

0


Вы здесь » ЖешАрт » Люди Жешарта » Питирим Сорокин